- ведение понятия «Ударение».
- Так как Буратино умеет говорить по слогам, сегодня он будет моим помощником. (
- Буратино хочет проверить, как вы научились делить слова на слоги. Он приготовил вам такое задание: «Поставьте слова парами». (На магнитной доске выставлены картинки: пенал, ручка, карандаш, линейка). Нужно найти слова с равным количеством слогов.
- Что нарисовано на этой картинке? (Ручка).
- Проговорите по слогам. Сколько слогов? (Два). (Составляется схема под картинкой).
- Что на этой картинке? (Карандаш). Сколько слогов? (Три). Можно поставит в пару эти слова? (Нет). (Картинка располагается отдельно, записывается схема слова. После анализа остальных слов, картинки раскладываются попарно).
- Чем похожи слова в первой паре? (имеют два слога). А одинаковы ли они по произношению?
- Прослушайте слово «ручка». Какой из слогов произносится с большей силой голоса-т.е. более громко, протяжно? (Первый-«руч»). Этот слог произносится с ударением в голосе, является ударным. Произнесите слово «ручка», выделив ударный слог. На схеме ударный слог обозначается так. (Показ). Это знак ударения. Только гласный звук может быть ударным.
- Какой слог был ударным в слове «ручка» (Первый).
- Послушайте слово «пенал». Какой слог произносится более громко, протяжно-т.е. с ударением? (Второй).
- Итак, эти слова похожи, но не одинаковы. Чем же они отличаются? (Местом ударения). (Аналогично проводится работа со второй парой слов).
- Чтобы не ошибиться и правильно поставить ударение в слове, нужно как бы пропеть или окликнуть предмет. «Кни-и-и-жечка»! «Ру-у-у-чка»!
- Какой слог ударный в слове «книжечка»? А какой звук тянется? (Гласный). Значит звук (и)-гласный ударного слога.
- Иногда ударение может изменить смысл слова. Вот, послушайте стихотворение:
Мука и мука.
Пересохла глина,
Рассердилась Нина:
-Не мука, а мука,
Поварам наука.
(Дети выясняют значение слов «мука» и «мука»).
- Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл,
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
- Упражнение в выделении ударного слога.
А теперь про ударенье
Сочиним стихотворенье:
Ударный слог, ударный слог…
Он назван так недаром.
Эй, невидимка – молоток.
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит.
Следи за поведеньем молотка.
Держи в руках его, озорника!
- Буратино предлагает вам поиграть. Посмотрите, что он нам принёс. (Кубики и палочки). Кубики будут обозначать слоги, а палочки-наш ударный молоточек. Кто первым хочет начать игру? (Один ребёнок становится лицом к детям). Я называю слово «книга». Сколько в нём слогов? Сколько кубиков надо взять? Какой слог обозначает первый кубик? Второй? А теперь найдём ударный слог, ударим его молоточком. Какой это слог? (Первый). Кто хочет продолжить игру? (Проводится аналогичная игра со словами «парта», «тетрадь», «точилка»).
- А теперь Буратино предлагает вам взять в руки карандаш и поработать в тетради. Он говорит, что оказывается слова можно «вышивать крестиком». Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный-маленьким. (Дети записывают: Хх-школа, ххХ-алфавит, хХ-перо и т.д.)
- Буратино что-то поглядывает на часы, быть может он торопится? Нет, наоборот, он просто ещё не наигрался, ведь часы то не простые, а звуковые. А называется эта игра «Найди пару». (Выставляется пособие «Звуковые часы». Дети объединяют слова в пары, определяется ударный слог.)
- Звуко-слоговой анализ.
- Буратино очень любит загадки и одну хочет загадать вам.
По чёрному белым
Пишут то и дело.
Протрут тряпицей-
Чиста страница.
- Что это, ребята? (Доска).
- Буратино мне подсказывает, что теперь вы умеете делить слова на слоги и ставить ударение, а значит, сможете сделать полный звуковой анализ слова. (Дети работают со словом «доска», а Буратино проверяет).
- Итог занятия.
- Кто напомнит Буратино тему сегодняшнего занятия? Какая была тема? Как можно определить ударный слог?
- На следующем занятии мы продолжим изучение темы «Ударение».
Литература.
Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов».ВЫДЕЛИТЕ для себя нужное
.поделитесь с детьми!!!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий